Веды об устройстве человека

5 чувств

Йога – это часть Ведической традиции, знание которой основано на древних текстах. Эти тексты считаются авторитетным источником не только в Индии и близлежащих странах, но на их основе делают открытия современные западные ученые до сих пор. Эти источники называются Ведами.

Веды, значит ведать, знать

Веды включают в себя знания о том, как правильно организовать свою жизнь, чтобы сделать ее наиболее эффективной для развития и счастливой жизни. В них входят различные отрасли науки, медицины, политического и социального устройства общества, семейные отношения, религиозные принципы и множество других знаний, которые в целом описывают все стороны человеческой жизни.

Ведическая литература ветвиста и одной из ветвей являются Упанишады. С точки зрения Вед, человек – это цельная система состоящая из тела, ума, разума и другого (Катха Упанищада 1.3.3-9).

Тонкоматериальное строение

В концепции татвавады, школы, которую я считаю наиболее близко подошедшей к истинному толкованию Вед, функции ума (манас) и разума (будхи) относят к душе (джива). Душа с позиций татвавады вечна и неизменна в своей изначальной природе, самобытности (сварупе). Хочу заметить, что термины и понятия в санскрите, древнем языке, на котором писались Веды, могут не иметь в русском языке соответствий, а значит передать точно их смысл очень трудно. Каждое понятие можно описывать часами, что сейчас, в контексте этой статьи, невозможно. Но все же, постараюсь сделать это наиболее точно.

В своей основе джива имеет атму, элементарную частицу сознания, обладающию сварупой. Когда джива осознает свою природу, сварупу, она наиболее близка к сопричастности к Богу и Его совершенствам.  Его основные качества — это вечность, бессмертие, идеальность, отсутствие изъянов (Сат). Он обладает полным знанием обо всем и обо всех временах (Чит), Он источник высшего счастья, блаженства (Ананда). Он является причиной всего, и этих качеств, качеств в том числе. Джива познает сварупу с помощью Будхи, разума, способности осознавать, анализировать, классифицировать, и Манаса, ума, который чувствует и реагирует на основе чувств, впечатлений. Будхи принимает решения на основе выводов о полезности или нет каждого действия. Манас же, на основе того, приятно это действие или нет. Сбалансированные решения принятые на основе выводов союза ума и разума наиболее правильные. Считается, что развитие работы левого и правого полушария мозга способствуют развитие будхи, манаса и их союза. Интуиция = одна из функций манаса. Человек отличается от животных более совершенным будхи, разумом. Развитый человек обладает способностью различать (Вивека), принимать наиболее качественные решения на основе полученных верных знаний.

Связь с грубым телом

 

Но к чему же сознание может применить свой ум и разум? Откуда брать материал для получения впечатлений? С точки зрения Вед, для этого сознание воспроизвело звук, посредством которого появились пять элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля), элементы начали соединяться, перетекая в разные состояния – движения, инертности, равновесия между движением и полной остановкой. Весь окружающий мир, в том числе и тело человека – это пять элементов, находящиеся в этих состояниях.

Тело человека – это инструмент сознания. Оно состоит из пяти органов восприятия (глаза, уши, нос, язык, кожа), с помощью которых человек может получать ощущения об окружающем мире. Мозг, со всей нервной системой, который помогает преобразовать импульсы, поступившие к органам восприятия в информацию, понятную для разума и впечатления для ума. Есть еще органы действия, с помощью которых человек проявляет себя в мире и поддерживает жизнь в теле. Это руки, ноги, рот, органы выделения и оплодотворения.

Вот, в общем, и все, что можно вкратце сказать о строении человека с точки зрения Вед.

Facebook Comments
Поделиться

2 комментария к “Веды об устройстве человека”

  1. Рассматриваемая тема представляет особый интерес, поскольку затрагивает пограничные субстанции: духовные и материальные....К сожалению, в подтверждение достоверности суждений о сознании, уме и разуме, как и других значимых понятиях, характеризующих способности человека, автором не сделано ни одной ссылки на конкретные авторитетные источники....Общее упоминание о Ведах..не делает публикацию полезной...

Добавить комментарий