Опубликовано Окт 26, 2014 в Образ жизни | Нет комментариев

ахимса

Ахимса - (санскр. अहिंसा, ahiṃsā), буквально — отсутствие причинения боли, зла, насилия. Ахимса — первый обет первой части йоги — Ямы. Значит, первым принципом человека начинающего практиковать йогу — это обещание следовать добру, применять силу, которая растет с практикой йоги, только во благо всех живых существ. 

Ахимса бывает разной

Причинить вред можно делом, словом и мыслью, поэтому злобные мысли — это тоже нарушение принципа Ахимсы. Позитивное мышление, пожелание добра и блага все живым существам — следование Ахимсе

Глубина следования Ахимсе может быть разной. В Индии есть общины джайнов, которые отказываются мыться, чтобы на убивать мелких существ живущих на теле. Они не носят одежды, чтобы не убивать растения. Но такие крайности редки. Какой же глубины Ахимсу следует практиковать? Во первых, человек, как и другие живые существа, вынуждены принимать пищу, дышать. Для каждого живого существа, в соответствии с его физиологией, предназначен определенный тип пищи.

ахимса

 ахимса

Человек — это всеядное живое существо с приоритетом употребления растительной пищи. Это значит, что человек, употребляющий в пищу растения, не нарушает принципа Ахимсы. В экстремальных условиях, когда нет возможности поддерживать тело растительной пищей, нет даже съедобных кореньев и коры, то можно использовать в пищу животных  на суше и в воде. Но не продолжительно, только чтобы выжить, пока длится экстремальный период. Такая пища причиняет вред организму и может, даже, убить. Это же касается и одежды. Если есть возможно, то стоит отказаться от использования кожи и меха, чтобы уменьшить причинение  вреда животным. Причинение вреда агрессору, от которого необходимо защитить себя и своих близких, тоже не является нарушением Ахимсы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что следовать полноценно Ахимсе невозможно. И это правда. Практика Ахимсы — это практика всей жизни, тренирует внимание, осознанность в бытовых делах, приводит к постепенному очищению сознания. Ахимса — это, также и экология, забота о чистоте природы.

Ахимса в обществе

В своей бытовой и общественной деятельности каждый человек, ради блага своего и общества, вынужден причинять вред живым существам: рубить деревья, убивать вредителей, врагов. Чтобы у практикующих йогу не возникало чувства вины и конфликта с обществом, индийская традиция разрешает, занятым своей общественной деятельностью людям,  причинение вреда в рамках своей деятельности, варны.

Шудрам разрешено рубить деревья и использовать другие необходимые для ремесленных нужд материалы из растений и других живых существ.

Вайшью, занятым фермерством, разрешено уничтожать вредителей, впрочем, как и всем людям нужно бороться с паразитами. Это не нарушает принцип Ахимсы, так как, уничтожение вредителя — это благое дело.

Кшатриям разрешено совершать насилие над теми, кто нарушает принципы справедливости, Дхармы, при защите своих владений и народа, проживающего на этих территориях.

Брамины могут причинять насилие при принесении жертвоприношений и на обрядах.

Существа принявшие насилие в соответствии с принципами Дхармы неизменно получают возможность иметь лучшую судьбу.

Несмотря на такие разрешения, стоит помнить, что человек причиняющий вред, даже если этот вред разрешен, должен совершать его с благодарностью за жертву, которую приносит живое существо человеку. Каждый, причиняющий вынужденный вред, должен благодарить того, кто помогает и благословить того, кому причинен вред, на лучшую судьбу.

Следование Ахимсе культивирует любовь — основу любого действия. Любовь является основой Дхармы. Только из любви возможно правильно и безупречно действовать. Когда человек достигает успеха в Ахимсе, все живые существа рядом с ним перестают враждовать. Это и есть признак успеха в практике Ахимсы.

В рамках этой статьи нет возможности полноценно раскрыть тему Ахимсы, но мы можем обсуждать все возникшие вопросы в комментариях. Ваши вопросы помогут мне понять насколько полезен мой труд.

Всех благ Вам и успеха в практике!

Comments

comments

Поделиться…