Мокша — освобождение, основная цель йоги

Что такое мокша, ведь это конечная цель йоги, сколько ее видов? Освобождение от (последствий) грехов, освобождение от глупости (незнания) и сомнений в момент прямого видения (апарокша-гьяния), освобождение от последнего грубого тела и переселение в мир Брахмы (переход в состояние информационной единицы), освобождение от линга-дехи (оболочки, сформированной умом, разумом, самоососзнанием и самоотождествлением),переселение на Вайкунтху (окончательное освобождение)...

Возникает много вопросов, что из этого считать мокшей, освобождением? Но, любое описание слова или термина — это лишь отблеск истины. Наш путь — это путь от саморефлексии к рефлексии, от попытки вместить в свое понимание то, что уже описано, вмещено в чужое понимание, к прямому видению реальности. Только от прямого видения можно оттолкнуться, чтобы достичь освобождения во всех смыслах этого слова!

Мокша, как высшая цель йоги

Саморефлексия — это форма заблуждения. Все мы находимся в этом состоянии большую часть своего времени. Когда мы соприкасаемся с реальностью, наш мозг, получив информацию от органов чувств, сразу стремится найти соответствие этой информации с полученной ранее, сверяет с памятью. И если такая похожесть есть, ум убеждает себя, что память и есть реальность. То есть, мы моментально от рефлексии, непосредственного восприятия реальности, переходим к саморефлексии! И в ней проводим большую часть жизни. Как мы может в таком состоянии исправить судьбу, если реальные ситуации подменяем оценкой этой ситуации? Привычная реакция на действительность обуславливает нас определенным шаблоном поведения. Как преодолеть карму, если действовать одинаково , по шаблону в каждой ситуации?

Именно саморефлексия нас вынуждает быть привязанным к мнению о себе, как теле, личности. И что хуже всего, это мнение, основано на сравнении себя с чем-то, с кем-то другим, а чаще, мнение о себе основано на суждении других.  Я хороший или плохой, добрый или злой. А что есть мерой этой оценки? Я хороший, потому что кто-то сказал так, или хороший, потому, что соблюдаю правила написанные в Библии? А какой без этих правил и мнений? Что мне нравится по настоящему, а не потому что привык? Чем являюсь я без памяти о себе и мире? Какие у меня предпочтения, мировоззрение? Мешает это увидеть саморефлексия.

Научить думать рефлексивно, то есть, размышлять, анализировать, воспринимать, чувствовать реальность, а не саморефлексировать, то есть размышлять и проживать рассказы других о том, что чувствуют они, даже, если это рефлексия, готовое мнение собственного ума — это основная задача гуру, учителя, который ведет своего ученика к мокше, полному и окончательному освобождению.

Татвавад о конечной цели йоги

Что об этом говорит татвавад, в частности, Наарасимха на форуме:
«Да, всѣ муктипригодные џӣвы (пригодные к освобождению души) обретают мокш (освобождение) послѣ окончательного растворенія нынешнего брахмāн̣д̣а (этой вселенной), ведомые Чатурмукӿой (Брахмой, творцом вселенной). Но начинается этот путь к окончательному мокшу, мокшу в полном смыслѣ слова (а не просто освобожденію от плодов того или иного пāпа (греха), от проклятія и т.п. ), начинается с дарщанам, с ви́дѣнія Бӿагаванта (Высшего Бога), с откровенія, которое также называется апарокша-џњāнам (непосредственное, прямое знание). Именно такой сāкшāткāр (сāкшāткāрах̤, непосредственное, внѣчувственное соприкосновеніе) с Парамещварой (Высшим Господом) дѣлает грядущій мокш неизбѣжным. Апарокша-џњāнам — это плод, сиддӿи (сверхсила), всего сāдӿанія (практики), но это же и начало пути, и залог его успѣха.

Что происходит послѣ откровенія? 1) Кармма-кшайах̤. Всѣ послѣдствія пāпов (грехов) (в видѣ предстоящих страданій) и всѣ нежелательные послѣдствія пун̣ья (заслуг) (в видѣ предстоящего ненужного џӣвѣ счастья) этим ви́дѣніем уничтожаются, за исключеніем тѣх, что уже приведены в исполненіе, т.е. за исключеніем прāрабдӿа-кармен̣и. Свое прāрабдӿа-карма (последствия совершенных действий, циклы которых не завершены) џњāнӣ (знающий Бога) (с этого момента он может называться џњāнином) должен изжить проживаніем его. Именно поэтому џӣва (душа), увидѣв Бӿагаванта, в большенствѣ случаев не расстается в тот же миг со своим тѣлом, а доживает текущую жизнь, и может родиться еще нѣсколько раз.

Послѣ изживанія прāрабдӿа-кармен̣и у мāнушйа-џӣв (человеческих душ) происходит 2) уткрāнтих̤, оставленіе послѣдняго тѣла (последнее плотное тело) через брахма-нāд̣ӣ (сушумнā-нāд̣ӣ) (центральный энергетический канал, внутри позвоночника). Только в случаѣ послѣдняго тѣла Бӿагавāн дѣлает возможным памятованіе о Нем в момент смерти.

Џӣва послѣ этого больше не рождается. Но это не значит, что џӣва уже освободился от любых тѣл. Нѣт, он продолжает находиться в тѣлѣ, пригодном для дальнѣйшаго пути, в зависимости от свойственнаго ему упāсанія (задачи). Этот путь мāнушьи от дэваты к дэватѣ называется 3) арчирāди-мāрггах̤. Есть много варіантов этого пути для разных сāтвика-џӣв, но он неизмѣнно приводит на Брахмалок (мир Брахмы), гдѣ каждый из будущих мукт (освобожденных) получает наставленія и посвященіе от Чатурмукӿа-Брахмāн̣а (четырехликого Бога, Брахмы). Также неизмѣнно дарщаніе Бӿагаванта Вāсудэвы на Щветадвӣпѣ и дарщаніе Бӿагаванта Щим̇щумāры на Дӿрувалокѣ (наставления Высших Богов в Их мирах) .

Во время прал̣ая (промежуток перед новым творением вселенной) џӣвы, ожидающіе мукти послѣ текущаго калпа (цикла существования вселенной) (многіе дэваты (божественные личности) продолжают оставаться в џагатѣ (сотворенной вселенной) и на слѣдующія калпы), входят в тѣло Чатурмукӿи (Брахмы) и вмѣстѣ с ним вступают в воды Вираџи, гдѣ разрушается их самое тонкое тѣло — лиӈга-щарӣрам (символическое тело, информационное). Рѣка Вираџā есть одна из бытностей Лакшмӣ. Послѣ чего эти џӣвы входят в Тѣло Нāрāйан̣ы (имя Высшего, тот, у кого находят прибежище), гдѣ пребывают в дӿйāяніи Его гун (качеств), (в отличіе от сам̇сāрин̣ов, которые во время прал̣ая пребывают в Нāрāйан̣ѣ в состояніи глубокой спячки).

Про Вираджу:
Вираџā (ви+√рањџ) — снимает окраску (√рањџ → „красить“), очищает џӣву от всѣх внѣшних наслоеній, анйатӿā-рӯпам, так, что остается только вищуддӿам̇ сатвам (чистая благость) . Вираџā окончательно выявляет бӿакти (любовную преданность) џӣвы к Нāрāйан̣ѣ (√рањџ → рāге, „любить“), избавляя от самых тонких, полностью потенціальных оболочек ахаӈкāра (эго), манаса (эмоций) и индрій (впечатлений). Вираџā = Вищуддӿā (читый): находясь на границѣ прадӿāна (первоматерии), праматеріи, и паравйома, авйāкрьтāкāща (нетварнаго пространства), она, Лакшмӣ, не заимствует свойств косной пракрьти, не отождествляет себя с косной пракрьтью, но служит Нāрāйан̣ѣ орудіем ограниченія џад̣а-пракрьти, недопущенія џад̣а-пракрьти, освобожденія от џад̣а-пракрьти, управленія џад̣а-пракрьтью.

Лакшмӣ, безусловно, приводит Брахмāн̣а и всѣх џӣв к Вишн̣авѣ, в том числѣ и как Вираџā. По щāстрѣ, она встречает џӣв, превзошедших ее власть как Щрӣ, Бӿӯ и Дурги (в этих трех образах Лакшмӣ управляет тремя гун̣ами), в своем Махāлакшмӣ-рӯпѣ и направляет их к Вишн̣авѣ.

(Говоря простым языком, думаю, что Вираджа — это сила, очищающая душу (дживу) от тончайший информационных отпечатков материального мира, полностью освобождая от его влияния.)

В началѣ слѣдующей срьшт̣и (творения вселенной) всѣ новоосвобожденные џӣвы обретают один из видов бӿога (—4) бӿогāх̤), блаженства: сāлокйам (вознесение в мир Бога), сāмӣпйам (приближение к Богу), сāрӯпйам (слияние с телом Бога) или сāйуџйам (слияние с Богом). Это и есть окончательная мукти, прославленный в Вѣдѣ мокшах̤.

А начинается он с того, что Бӿагавāн являет Себя сāдӿакѣ. Это ви́дѣніе превыше тѣлесных органов воспріятія, превыше умственных представленій и мāнасных же эмоцій, когда āтмā становится сам-очи, сам-слух, и есть Знаніе, дающее мокш, Знаніе, которому учит Вѣда.»

Facebook Comments
Поделиться

Добавить комментарий