Випасана. Сравнение опыта

Похожее изображениеТе, кто практикуют медитацию, испытывают разные, но похожие переживания. Буддийская традиция хороша тем, что систематизировала и классифицировала тысячелетний опыт переживаний в состоянии медитации и предложила готовый механизм практики, что очень популярно и удобно для современного человека. Этот механизм описан в техниках випасаны

Випасана тхеравады

Автор статьи, которую разбираем сейчас, регулярно участвует в ретритах и делится с нами своим опытом и пониманием практики медитации в традиции тхеравады.
«Большую трудность представляет перевод буддийских терминов на русский язык. Наиболее точный смысл Учения Будды запечатлён текстуально посредством языка пали, на котором и говорил сам Будда. Общепринятый перевод на близкий к пали санскрит тоже сохраняет исходные смысловые оттенки. Однако русификация буддийского Учения — это уже не совсем перевод, это интерпретация или адаптация понятий применительно к нашей культуре и нашему мышлению. В данной заметке мы сохраняем ключевые термины на языке пали, иногда приводя санскритские аналоги, и даём им краткое определение, обозначая соответствующий контекст.»

Картинки по запросу випассана фОТО

Спорные моменты философии

Вот один из спорных моментов, не решенных мной до сих пор:
В буддизме принято считать, что все постоянно меняется и нет никакой постоянной сущности, природы. Так же считают и некоторые традиции индуизма ведических течений. Но в таттваваде, например, считают, что природа души постоянна и неизменна. Я же считаю, что это две крайности. На самом деле, есть стержень, неизменная часть ума, и есть та, что сформирована из опыта, которая чем ближе к сознательной части ума, тем более переменчива. Повторение одного и того же впечатления погружает отпечаток памяти глубже из сознательной части ума в подсознательную, а затем и в бессознательное, где сложнее всего отличить истинную природу ума от приобретенной. Но подтверждение этой теории, пока не встретил в древних текстах, хоть и считаю ее наиболее логичной.

Другой момент, мене важный. «5 Кхандх (kkhandha на языке пали, skandha на санскрите) представляют собой аспекты, в которых физические и ментальные феномены существования предстают нам в качестве нашей личности или непосредственного чувства Я. Кхандхи называют также “присваеваемыми характеристиками”, среди которых: (1) телесность и материальная форма (rupa-kkhandha), (2) эмоциональное оценивание (vedana-kkhandha), (3) процессы восприятия (sanna-kkhandha), (4) мотивационно-волевые процессы (sankhara-kkhandha), (5) процессы “самосознания” или метакогнитивные функции (vinnana-kkhandha). По сути, это безличные и автономные, никем не управляемые агрегаты (калька с англ. аggregats), составляющие иллюзию нашего Я, во всевозможных его аспектах (физическом, психическом, социальном, интеллектуальном).»
В этом абзаце я бы тоже не согласился:

1. С последовательностью
Считаю что стоило бы рефлексы ума разместить так:
1. Телесность (восприятие органами чувств)
2. Процесс восприятия
3. Эмоцилнальное оценивание
4. Здесь бы добавил ментальное конструирование
5. Волевой процесс, который может быть рефлексивным или осознанным.

2. А процесс самоосознания вообще не вводил бы категорию автоматических действий ума, так это уже и есть первый этап практики — осознание себя наблюдающим.
Все это подробно мы обсуждаем на наших ретритах, ближайшие из которых можно посмотреть здесь
Или, можно в комментариях под статьей, конечно, интересно мнение автора статьи о Випасане.Картинки по запросу випассана фОТО

Размышления о Ньянах випасаны

Первая Ньяна: «Любое существо — НЕ индивидуальная душа, а только сочетание (ментальных и материальных) составляющих»
Как по мне, здесь смешаны две категории, атман, элементарная единица, наделенная сат и чит, бессмертием и сознанием, и, ахамкара -  атман, считающий себя набором металных и материальных функций. Атман так же индивидуален, как и ахамкара, но не обусловлен ОПРЕДЕЛЕННЫМИ качествами, как ахамкара. Но, все же, некоторые качества у него есть: сат и чит. Остальное — покрытия, оболочки, майя.
[3-я Ньяна / Sammasana∙Ñāṇa]« Усмотрение 3-х универсальных характеристик во всех ментальных и материальных процессах. Аналитическое созерцание различных группировок, классификации всех обусловленных феноменов в группы (из 2, 4, 5, 6, 7, 12, 18 и др. составляющих). После чего медитирующий применяет к каждой из этих групп характеристики непостоянства, страдания и безличностности, созерцает их в различных аспектах внутренне и внешне, на ментальном и материальном уровне. Характерны интенсивные болевые и неприятные ощущения, без видимой причины, пронзающие боли и т.п. Они стимулируют практикующего к осознаванию трёх характеристик в своём опыте — болезненном, неконтролируемом, изменчивом. Боль исчезает через применение такой осознанности. мне кажется противоречивой.»

«После чего медитирующий применяет к каждой из этих групп характеристики непостоянства, страдания и безличностности» Ранее был намек на то, то индивидуальные качества свойственны лишь изменчивой материально-ментальной природе, а теперь нужно наблюдать безличность этой же природы. Так что делать? Наблюдать изменчивость материальной природы личности или безличность материальной природы? Еще более непонятны болезненные ощущения. Может их причина в этом противоречии? А может в разрыве отождествлений с тем, что казалось постоянным, или из-за медитации на страдании? Или из-за разрыва привязанностей?

7-ая Ньяна. «Созерцание недостатков и неполноценности в чём бы то ни было, источников зла и несчастья в несовершенной природе всех феноменов. Дальнейшее углубление понимания трёх характеристик через переживание неудовлетворительности и тревоги.»
Еще бы, при концентрации на страдании. Зачем это? Ведь объекты сожержат в себе и то, что приносит боль и то, что приносит радость, только в разных пропорциях. От приобладания наших реакций и получается ментально-эмоциональный вывод. Концентрация же на страдании, тем более, ради какой-то еще цели Например,описанной в 8-10 Ньяне — это сектантство, как по мне. Тем более, что 11 Ньяна достижима и без них. Познание разносторонней природы объектов, точно так же помогает беспристрастно смотреть на них, не проходя стадию отвращения. Не удивительно, что эти Ньяны не всегда показывают на открытых ретритах.

13 Ньяна «Ниббана уже является объектом в этом типе созерцания... ...Никакие оформленные объекты для медитации больше не используются, в качестве объекта остаётся только Ниббана.» То есть, ничто? В этой стадии мой опыт сильно расходится с опытом традиции тхеравады. В процессе практики появилось ровное видение того что есть в его естественном виде, и так медитация стала частью повседневной жизни. Трудно совместить ничто с реальностью. При чем, описанные в последних Ньянах состояния совершенно соответствуют моему опыту.

Facebook Comments
Поделиться

Добавить комментарий