Особый взгляд на асану

‌ Всем, кто хоть немного знаком с йогой, известно, что асана — это какая-то поза. Но это самый поверхностный взгляд. Патанджали определил понятие асана,  как «sthirasukhamasanam» (ЙСП 2:46), что можно перевести, как устойчивая удобная поза, а так же, как, стабильное состояние удовлетворенности. Почему так?

Еще раньше асаной называлось место для сидения или, даже, определенное состояние сознание, позиция ума. Только так можно понять следующую сутру, 47: prayatnasaithilyanantasamapattibhyam. Ее можно перевести так: Размышление о природе бесконечного расслабляет и освобождает от противоречий (видения противоположностей, двойственного восприятия). Об этом говорится в сутре 48: tato dvandvanabhighatah. И это естественно, ведь не бывает двух бесконечностей. Все эти сутры говорят об асане и разных ее аспектах. 

Асана — это состояние ума

Осознание себя единым со всем  неизбежно даёт чувство защищености, освобождает от страхов, дарит удовлетворенность и радость. Приходит понимание полноты жизни в каждом ее моменте, не зависимо от проявлений этой жизни. Освобождает от привычных стереотипов созданных обществом, дарит свободу выбора и свободу принятия решений.

Первая асана, которую должен освоить каждый практикующий йогу — это найти точку внутренней тишины, укрепиться в ней так, чтобы внешние события лишь подчеркивали эту тишину.

Вторая позиция ума -  осознать себя наблюдающим. Это первое качество личности — тот, кто наблюдает. Основное качество наблюдающего — осознавать все, на что направлено внимание. Источником внимания является сам наблюдающий. Все что он может наблюдать — его поле наблюдения. Он бесстрастен, не вовлечен и способен к точному видению истины. Ведь он имеет острый ум не замутненный эмоциями и интерпретациями того, что он наблюдает. Наблюдающий имеет чистое видение. Но это лишенное чувств состояние достаточно уныло и бессмысленно. Чтобы появился смысл, практикующий добавляет третье состояние ума.

Третье положение ума — оставаясь наблюдать, осознавать, войти в состояние удовлетворенности, внутренней улыбки. Это можно сделать, если вспомнить, когда Вы были радостны, вспомнить, что чувствовали, когда ожидали праздник. С этого момента начинается двойственное видение, деление на то, что приносит радость и на то, что приносит страдание. Если наблюдающий вовлекается в переживание радости и страдания, он естественным образом попадает в зависимость от этой связи и вынужден бежать от страданий к счастью. Но, тот, кто помнит себя наблюдающим, может переживать эмоции радости и страдания. Чтобы страдания не причиняли излишней боли, нужно помнить о Бесконечном и своем участии в Нем. Излишней потому, что боль, как и страдания, и страх часто являются системой безопасности, необходимой для выживания живого существа. Поэтому, их существование естественно. И избегать боли, тоже естественно. Таковы законы природы. Но, лишь память о Бесконечном освобождает от многих страданий и боли, которые мы испытываем из-за вовлечения в процесс. Кроме того, радость и страдание необходимы для взаимодействия с другими живыми существами. Ведь понять страдание или счастье другого мы можем, только, если получили такой опыт сами!

Вывод:

 Утвердившись в этих состояниях ума: во внутренней тишине и радости, мы входим в повседневную жизнь, и на их основе принимаем решения. Решения,  свободные от страхов и комплексов, полные удовлетворенности и спокойствия. Такие решения создают такую же жизнь: полную понимания, радости и силы. Так мы принимаем устойчивую, удобную позу, положение в обществе, а не только в уме.
Эту главную позу моно назвать Шакти (тишина) Радэ (радость) Асана! Вся остальная практика -  ритуал достижения этой главной асаны!

Facebook Comments
Поделиться

Добавить комментарий