Веды об устройстве человека

Йога – это часть Ведической традиции, знание которой основано на древних текстах. Эти тексты считаются авторитетным источником не только в Индии и близлежащих странах, но на их основе делают открытия современные западные ученые до сих пор. Эти источники называются Ведами.

Веды, значит ведать, знать

Веды включают в себя знания о том, как правильно организовать свою жизнь, чтобы сделать ее наиболее эффективной для развития и счастливой жизни. В них входят различные отрасли науки, медицины, политического и социального устройства общества, семейные отношения, религиозные принципы и множество других знаний, которые в целом описывают все стороны человеческой жизни.

Ведическая литература ветвиста и одной из ветвей являются Упанишады. С точки зрения Вед, человек – это цельная система состоящая из тела, ума, разума и другого (Катха Упанищада 1.3.3-9).

Тонкоматериальное строение

В концепции татвавады, школы, которую я считаю наиболее близко подошедшей к истинному толкованию Вед, функции ума (манас) и разума (будхи) относят к душе (джива). Душа с позиций татвавады вечна и неизменна в своей изначальной природе, самобытности (сварупе). Хочу заметить, что термины и понятия в санскрите, древнем языке, на котором писались Веды, могут не иметь в русском языке соответствий, а значит передать точно их смысл очень трудно. Каждое понятие можно описывать часами, что сейчас, в контексте этой статьи, невозможно. Но все же, постараюсь сделать это наиболее точно.

В своей основе джива имеет атму, элементарную частицу сознания, обладающию сварупой (часто слова атма и джива используют как синонимы, но все же, атма — это мельчайшая неделимая частица сознания, а джива — неделимое обладающее жизнью). Когда джива осознает свою природу, сварупу, она наиболее близка к сопричастности к Богу и Его совершенствам.  Его основные качества — это вечность, бессмертие, идеальность, отсутствие изъянов (Сат). Он обладает полным знанием обо всем и обо всех временах (Чит), Он источник высшего счастья, блаженства (Ананда). Он является причиной всего, и этих качеств, в том числе. Джива познает сварупу с помощью Будхи, разума, способности осознавать, анализировать, классифицировать, и Манаса, интеллекта, ума, который чувствует и реагирует на основе чувств, впечатлений. Будхи принимает решения на основе выводов о полезности или нет каждого действия. Манас же, на основе того, приятно это действие или нет. Сбалансированные решения принятые на основе выводов союза ума и разума наиболее правильные.

По поводу слов Будхи и Манас, их значений и переводов, есть много дискуссий. Один из вариантов говорит о том, что Будхи — это та часть сознания, которая воспринимает реальность до того, как Манас начинает ее интерпретировать в то, что мы в итоге воспринимаем. В буддизме остановить поток интерпретаций (дхарм) считается одной из главных целей практики. Для этой цели полезна такая простая практика 1: Замедление мысли, которую можно делать каждый вечер перед сном. Это практика замедления сознания. Можете начинать выполнять ее уже с сегодняшнего вечера в течении недели. Ее можно выполнять сидя или лежа. Нужно успокоить дыхание и заметить о чем думаете прямо сейчас. Выразите эти мысли словами и произносите слова медленно, с каждой фразой все больше замедляя. Когда мысль перескочит на что-то другое, подхватывайте ее словами и замедляйте. Пусть со временем каждое слово растянется так, что прийдется тянуть каждую букву, пока смысл слов не перестанет иметь значение, а ум перестанет производить новые мысли. Продолжайте так как можно дольше, но не меньше 10 минут.

Тренировка способности различать (Вивека) — еще одна ценная практика, она помогает принимать наиболее качественные решения на основе полученных верных знаний. В связи с этим, предлагаю вам простую практику 2: Различение. В течении недели, начиная с этого момента, старайтесь найти отличия в похожих вещах, предметах, словах и их смыслах. Патанджали, тот, что был ученым граматиком, которого отождествляют с Панини, еще одним великим ученым, писал, что у слова есть три аспекта: объект, который этим словом обозначен, образ, смысл, который в это слово вложен, и само слово. Это один из примеров работы различающего сознания. При общении друг с другом мы предполагаем, что слово, произнесенное нами, для другого будет обозначать именно тот объект о котором мы думаем, но это не всегда так. Помнить о том, что другой может представлять другой объект, когда мы произносим слово — важный навык общения. Поэтому, тренируя Вивеку, наше общение становится более эффективным.

Связь с грубым телом

Но к чему же сознание может применить свой ум и разум? Откуда брать материал для получения впечатлений? С точки зрения Вед, для этого сознание (Бог) воспроизвело звук, посредством которого появились пять элементов (таттв) — эфир, воздух, огонь, вода, земля. Элементы начали соединяться, перетекая в разные состояния – движения, инертности, равновесия между движением и полной остановкой (гуны). Весь окружающий мир, в том числе и тело человека – это пять элементов, находящиеся в этих состояниях.

Тело человека – это инструмент сознания. Оно состоит из пяти органов восприятия (гьянаиндрии) — глаза, уши, нос, язык, кожа, с помощью которых человек может получать ощущения об окружающем мире. Мозг, со всей нервной системой, который помогает преобразовать импульсы, поступившие к органам восприятия в информацию, понятную для разума и впечатления для ума. Есть еще органы действия (кармаиндрии), с помощью которых человек проявляет себя в мире и поддерживает жизнь в теле. Это руки, ноги, рот, органы выделения и оплодотворения.

Задача дживы с помощью индрий познавать мир. Разные религиозные традиции ставят разные цели. Например, Буддизм, за 500 лет до н.э. считал, что основная задача — это остановить поток интерпретаций ума и войти в состояние Нирваны, целостного, неделимого восприятия мира. Патанджали и санкхья йога за 200 лет до нашей эры предложил идею Кайвальи, освобождения сознания от вовлечения во взаимодействие с материальной природой. Это, считал Патанджали, можно достичь методом различения, сравнивая себя с миром осознать свое отличие от него. Вайшнавская традиция предлагает осознать мир, как проявление Бога и через концентрацию на его главных качествах: совершенстве, вечности, счастье и т.д. приобщиться к этим качествам, приблизиться к Богу. И это далеко не все цели, дающие смысл жизни, которые предлагают религии, философские течения и наука.

Если есть вопросы или что-то, что нужно обсудить, пишите в комментарии.

Facebook Comments
Поделиться

2 комментария к “Веды об устройстве человека”

  1. Рассматриваемая тема представляет особый интерес, поскольку затрагивает пограничные субстанции: духовные и материальные....К сожалению, в подтверждение достоверности суждений о сознании, уме и разуме, как и других значимых понятиях, характеризующих способности человека, автором не сделано ни одной ссылки на конкретные авторитетные источники....Общее упоминание о Ведах..не делает публикацию полезной...

Добавить комментарий