Санатана Дхарма. Основы индийской философии

Санатана Дхарма

Санатана Дхарма. понятие первое —  Карма

Каждый, из вас задавал себе такие вопросы: Почему мы здесь? Какая наша задача в этой жизни? Куда идти на этом жизненном пути? Как правильно жить?  Санатана Дхарма — учение, цель которого ответить на эти вопросы. Надеюсь, эта статья поможет вам в этом. Попробуем перевести древнее индийское учение на язык современных аналогий так, как я пытался это объяснить своему одиннадцатилетнему сыну. Итак, представьте себе такую картину:  вы сидите за компьютером и играете в интересную игру. Назовём её «Сансара – колесо рождений». Суть игры в том, чтобы провести интересно время, получить максимум впечатлений. Но как в любой игре есть правила, нужные для того, чтобы игра не была хаотичной. Санатана Дхарма называет эти правила «Кармой и Дхармой»

Правила (законы) Кармы:

Закон справедливости

Его суть в словах «что посеешь, то пожнешь». Реально проявляется в том, что как мы поступаем с окружающим миром, так мир поступает с нами. Т.е., когда мы поступаем правильно по отношению к другим, другие правильно поступят с нами. Правильно поступать – это Дхарма. Правильно поступать – это нести благо всем живым существам. О законах Дхармы мы поговорим позже. Помните, что мало знать эти законы, нужно иметь силу и способность к этим поступкам. Где же брать эту силу и способность? Способность мы берем из чистоты ума, силу —  из отречения от ненужного и приносящего вред. Деятельность, помогающую культивировать силу и чистоту, мы назовем практикой. Нужно знать, что действия могут быть сделаны телом, умом и речью, но любая причина действия находится в уме и возникает из памяти, память же формируется из впечатлений, приобретенных в прошлом. Поэтому, чтобы ум был сильным и чистым, нужно выбирать правильные впечатления. Отсюда второй закон кармы.

Закон подражания

Суть этого закона в том, что любое живое существо склонно становиться похожим на  свое окружение. Это видно и у животных и, особенно у насекомых, которые приспосабливаются под среду обитания, но также это касается и человека.  Поэтому, выбирая общество для общения, нужно помнить об этом законе.

Закон подобия

Третий закон кармы гласит: в каком состоянии наш ум сейчас, такого типа окружение мы будем привлекать в будущем. Хотите увидеть себя, посмотрите на своих друзей.

Это три основных закона, которые формируют нашу судьбу. Это первые законы игры, это первая причина, почему мы здесь. Это главная причина счастья и несчастья, которое есть в нашей жизни. Вторая причина, которая заставляет нас играть в «Сансару», — наш интерес, желание. В соответствии с желанием и Кармой мы получаем условия игры и персонажа. Это игра с многоуровневыми Вселенными, согласно древним текстам, существует 14 уровней в каждой Вселенной. На каждом из уровней больше или меньше счастья.

Возникают вопросы: Кто эти мы, которые играют? Как улучшить уровень и качество персонажа, чтобы игра была приятнее? И главный вопрос: как выйти из игры? 

Гуны и Татвы

Теперь рассмотрим поле, на котором игра происходит.

Поле – это наш материальный мир, в который входит окружающее нас, наше тело, ум и разум. Санатана Дхарма описывает строение материального мира так: мир состоит из 5-ти элементов и Татв, сил, создающих и поддерживающих эти элементы. Татвы и грубые элементы — это огонь, вода, земля, воздух и эфир. Все это находится в пространстве и времени. В каждой религиозной традиции эти силы имеют имена и являются личностями. В Индии, например, бога огня зовут Агни, воды – Варуна, ветра – Вайю. Все это живые существа. Каждое явление этого мира тоже живое существо (Джива или душа) и наделено личностью и именем, например, Солнце – Сурья, повелитель грома, молний и дождя – Индра, бог смерти – Яма, а богатства – Кубера, покровитель путешественников и учеников – Ганеша… и множество других живых существ населяет эту Вселенную и являются персонажами поля Лилы.

Санатана Дхарма сотворенную Вселенную называет Пракрити. Она рождается, растет, стареет и умирает так же, как каждый персонаж в ней, так же, как каждая клетка нашего тела. За рождение и творение отвечает персонаж с именем Брахма. За разрушение, очищение отвечает Шива. А за поддержание в балансе этих состояний отвечает Вишну. Эти три силы имеют три основных качества, Гуны. Гуна разрушения, управляется Шивой и имеет качества инертности, глупости, лени, темноты и называется Тамас Гуна. Гуна созидания, которой правит Брахма, имеет качества активности, страсти, корысти и называется Раджас Гуна. Гуна поддержания – управитель Вишну – имеет качества благости, равновесия, гармонии, чистоты, ясности, света и называется Саттва Гуна. Пракрити находится в постоянном движении, созданном Гунами, все что мы видим и знаем в окружающем мире, в том числе и наш ум, находится под влиянием Гун и какая-то из них обычно преобладает. Поэтому божества, управляющие Гунами, считаются главными в материальном мире. Это самые могущественные персонажи «Сансары».

Санатана Дхарма считает, что во Вселенной есть 8 400 000 типов живых существ (персонажей), из них 400 000 – разумных, человек – один из наименее разумных персонажей. С помощью практики йоги и следованию Дхарме можно повысить качество этой жизни и улучшить качество и персонажа будущей жизни. Говоря простым языком – правильно организованная и направленная практика увеличивает счастье. Теперь мы знаем, что мы – живая душа, вовлеченная в божественную игру. Мы здесь, потому что хотим определенных  впечатлений, но вынуждены следовать правилам. Зная правила и следуя им, мы можем улучшить качество жизни. А действуя правильно не ради улучшения, а без привязанности к самой деятельности и к ее плодам, мы можем в нужное время оставить игру и выйти из колеса Сансары – бесконечного вращения и бега между страданием и счастьем.

С чем мы приходим в этот мир

Мы рождаемся здесь и сейчас и имеем это тело, потому что обладаем определенными качествами характера и типами желаний. Вместе с телом душа получает от рождения: 

  1. Длину жизни, которая определяется количеством циклов дыхания. Нельзя вдохнуть и выдохнуть больше чем положено, но можно дышать медленнее, так увеличить длину жизни по времени. Можно укоротить жизнь, пользуясь этим телом неправильно, без соблюдения законов Дхармы – законы жизни улучшающих ее качество.
  2. Душа получает родителей в соответствии с собственными наклонностями ума (санскарами), болезнями и уроками судьбы (Кармой) и благочестивыми поступками (Дхармой). Это говорит о том, что наследственных болезней нет, это наши болезни, которые есть и в судьбе родителей, у которых мы можем родится. Мы рождаемся там, где похожая Карма.
  3. Профессиональные наклонности – Варна. Их всего четыре типа: рабочий, торговец, управляющий и ученый. Подробнее о них в главе о Дхарме.
  4. Определенный уровень достатка и социального положения, данный на эту жизнь. Мы можем использовать это сразу, и на старости лет остаться ни с чем, можем равномерно распределить свой достаток в течении жизни. Деятельность в Раджас гуне – стремление получить все быстрее и как можно больше – может привести к нищете. Равномерное и разумное пользование тем, что предоставляет судьба сейчас, удовлетворенность тем что есть, помогает прожить счастливую жизнь.
  5. Уровень жизненных сил – здоровье. Мы не можем улучшить здоровье, можем только исправить то, что уже испортили, оно такое, как положено по судьбе, но нарушая законы пользования этим телом, мы можем сделать здоровье хуже. Так же не возможно накопить энергию, можно лишь максимально пользоваться той, которую освободили, отказавшись от лишнего в своей жизни.
    Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод: мы получаем тот персонаж, который максимально эффективно может реализовать наши желания в условиях законов игры, кармы. Все качества мы получаем в полном объеме и можем распределить их по желанию, отдать больше или меньше любому из качеств — судьбе, здоровью, деньгам, славе, семье... Мы не можем удлинить жизнь, но можем максимально улучшить ее качество. Качество и количество славы, достатка, здоровья не может быть больше, чем положено по судьбе, но мы можем научится быть счастливыми сейчас тем, что мы имеем и с благодарностью действовать, максимально реализовав тот потенциал, который дан от рождения. Деятельность для увеличения счастья не только своего, но и других помогает собрать заслуги для улучшения судьбы как в этой, так и в будущих воплощениях, возможность родится в лучших условиях. 

Все это может показаться грустным и безнадежным, но при внимательном изучении этой темы, вы поймете, что жить в соответствии с принципами Санатана Дхармы легко и приятно, достаточно следовать простым правилам жизни. Оставаться в обществе, при этом быть нужным и счастливым без искусственно навязанной необходимости сражаться за место под Солнцем.

Качества характера

«О Прияврата, по воле Верховной Личности Бога все живые существа воплощаются в различных телах и, попав в плен иллюзии, радуются, скорбят, страдают, совершают всевозможные поступки, испытывают страх и терпят муки рождения и смерти.»

Шримат Багаватам 4.13

Мы определили, что есть игра со своим полем, правилами и законами, мы – живая душа, которая получает в соответствии со своими желаниями и качествами подходящего персонажа. Санатана Дхарма подсказывает нам, что есть тот, кто создал эту игру и ее законы. Каждая религиозная традиция описывает процесс сотворения Вселенной по своему и дает свои имена Творцу. Мы же обойдемся без имен, так как язык – это лишь принадлежность к персонажу, важнее энергия звука, направленная с любовью и благодарностью к Творцу.

Только тот счастлив, кто обладает нужными для счастья качествами характера. Кармический закон подражания подсказывает: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с Вами». Хотите богатства – жертвуйте, хотите доброе отношение к себе – улыбайтесь миру, хотите крепкую семью – заботьтесь о своих ближних…

Так же и Творец имеет своих персонажей в этой игре, и мы, живые существа, можем поднять свое сознание до уровня Творца и получить в дар его роль. Для этого мы должны воспитать в себе качества Божественной природы, они указаны во многих древних и более современных текстах. Поразмышляйте над каждым из них.

Смелость, стремление к чистоте, благотворительность, знание, владение чувствами (брахмачарья), простота, милосердие (отказ от насилия), правдивость, доброта (отсутствие гнева), самоотречение, спокойствие, мягкая речь (отсутствие злословия), сострадание, удовлетворенность (отсутствие алчности), мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, удовлетворенность собой (отсутствие зависти и стремления к почестям), постоянство, обращение к Гуру, желание служить.

Размышляя о каждом из этих качеств, нужно искать в себе те, которых не хватает и воспитывать их. Тогда, когда эти качества станут качествами ума, наша судьба улучшится уже в этой жизни, а в следующей появится возможность получить более качественное рождение в этом или лучшем мире.

Наряду с божественными есть и демонические качества характера.

Гордыня,  высокомерие, тщеславие, гневливость, невежество, чувство ложного престижа, склонность к критике, лож, безверие, лицемерие, обман, жадность, лукавство, лень, злость, наглость, злая речь.

Этот список можно продолжить. Для удобства инвентаризации можно классифицировать эти качества в несколько категорий.

Наблюдая эти качества в себе мы получаем возможность искоренить их воздержанием в их проявлении. Потакание же демоническим качествам, согласно древним писаниям приводит к мучительной и сильной боли и смерти и потом, после смерти,  рождают сильное страдание и ад.

Таковы правила Санатана Дхармы при выборе персонажа. Концентрируясь на меде ума, получаем сладость жизни!

Вывод

Мы выяснили, что этот материальный мир – божественная игра (Лила), в которую играет живое существо (Джива или душа). Душа получает на время тело, персонаж игры; в соответствии со своими впечатлениями, полученными в прошлом (самскарами); желаниями (вассанами); деятельностью, соответствующей наклонностям ума и желаниям (дхармой);  стесненными обстоятельствами, сформированными действиями в прошлом (кармой или судьбой). Действуя в соответствии с дхармой, джива улучшает карму и приобретает более качественное рождение – персонажа – в одном из 14 типов миров. Нарушая законы Вселенной, Дхарму, джива увеличивает свои страдания приобретая тело хуже и  с плохой судьбой. Эта цепочка рождений души называется сансарой. Что же заставляет душу так безвозвратно вовлекаться в события игры? Это отождествление. Но, на самом деле, отождествление – это функция не души, а эго (Ахамкары). Душа – это лишь частица жизни и внимания – вектора, куда эта жизнь, энергия расходуется. 

Тут мы возвращаемся к диалогу с сыном ©:

С: — Если мир – это игра, как в компьютере, то что такое сам компьютер?

Автор (А): — Компьютер – это Пракрити, или Прадхана – ткань мира, которая может быть познаваемой и непознаваемой, познаваемая часть может быть познанной и не познанной (как Тональ и Нагваль у Кастанеды). Также Пракрити бывает проявленной и непроявленной. Все это существует одновременно и перетекает одно в другое, как программы в компьютере можно свернуть и развернуть, включить и выключить. Мы можем пользоваться ими или создавать их, но никогда не познаем настоящую природу информации…

С: — а когда компьютер выключен, куда девается душа? Она же не умирает?

А: — Конечно, душа бессмертна, так как ее основа – жизнь. Душа держится на другом конце нити внимания и возвращается к своему владельцу, когда перестает увлекаться Лилой. Много тысяч лет назад мистики задавали те же вопросы, и долго наблюдая и размышляя над этим, пришли к выводу, что есть тот, кто играет, но кто находится вне игры и назвали его Пуруша. Он полностью отличается от Пракрити, но склонен отождествляться с ней до такой степени, что мнит себя персонажем, забыв, что он вне игры. Эти узы и заставляют возвращаться вновь и вновь, ведь интересно же как пройти следующий квест… когда душа отвлекается от игры она возвращается к Пуруше.

С: — А где находится Пуруша?

А: — В игровой комнате. Древние ответили и на этот вопрос. Пурушу, Пракрити и процесс их взаимодействия они назвали Ишвара, господин всего – тот, кто обладает всеми качествами, является причиной всего, но для него нет причины – это Бог. Пуруша в нем.

С: — А где находится Бог?

А: — Он везде, все, что мы видим и осознаем, а значит он и в нашем сознании. Бог в Пуруше.

С: — А как выбраться из-за этого компьютера, а то все жизни на него уходят?

А: — А вот для этого и нужна практика!

Такова Санатана Дхарма!

Эти и другие темы мы можем раскрыть  с Вашей помощью здесь, в комментариях  или на наших семинарах

Facebook Comments
Поделиться

Добавить комментарий