Аштанга Хридая Самхита Книга 1, Глава 1

Аштанга Хридая Самхита

«Аштанга Хридая Самхита» в переводе В.Ю. Дружинина.

Эта страница аудиокниги. Бумажный вариант можно заказать у автора лично. Ниже конспект и ссылки на аудиокнигу. Папка с аудио файлами здесь

  1. Вступление слушать и качать здесь

Этот аудио трек включает «Предисловие», которое рассказывает об авторах и переводчиках. «Введение», которое рассказывает о причинах написания книги и источниках. И «Об АХС», описывает краткую историю текста и биографию автора.

  1. Текст 1  слушать и качать здесь

Рассказывает о том, кого стоит называть врачем и об основных причинах болезни, рога — то что разрушает. Рога — это естественное качество тела, поэтому болезни неизбежны, но усиливаются они от таких качеств, как:

аутсукйа — сильного (чрезмерного) желания

моха — глупость, отсутствие способности различать хорошее и плохое, верное и ложное

арати — неудовлетворенность, и как следствие, беспокойство и изменчивость, не способность к устойчивому уму, телу и т.д. 

Без устранения этих трех причин болезнь излечить не возможно. Причина эих трех — привязанность, рага. Это один из трех дефектов жизни: рага, двеша (ненависть) и моха.

Рага бывает таких видов:

  • кама (похоть)
  • матсара (соперничество, скупость)
  • спрха (жажда владеть, даже на законных основаниях)
  • тршна (жажда жизни, снова родиться)
  • лобха (жадность, желание обладать чужим)

к двеше относят:

  • кродха (гнев)
  • иршйа (зависть)
  • асуйа (выискивание недостатков)
  • дроха (насилие)
  • амарша (нетерпимость)

моха:

  • митхйаджняна (ложное знание)
  • вичикитса (склонность ошибаться, неуверенность)
  • мана (гордость)
  • прамада (невнимательность)

Причина раги — моха, главная из которых — неспособность отличить временное от вечного и привязанность к временному. Отсутствие способности отличать зависимое от свободного и привязанность к зависимому. И указан путь излечения болезней — привязанность к вечной, свободной, безизьянной Личности Бога.

  1. Текст 1- 2  Слушать и качать здесь

Раскрывает такие понятия, как Дхарма, артха, кама, мокша и према

Продолжение следует, сохраните страницу в закладки.

  1. Текст 3-6а

Текст 3 рассказывает о линии передачи учения о здоровье: Брахма-Праджапати Дакш-Ашвини Кумары- Сахасракши-Атри Муни-Агнивеше-... 

Текст 5б-6а рассказывает о разделах Аюрведы, и 8:

  1. Врачевание внутренних болезней
  2. Детских
  3. Овладение духами
  4. Болезней головы и шеи
  5. Хирургия
  6. Лечение отравлений
  7. Омоложение
  8.  Лечение половой функции

Здесь же есть и пояснения того, что это значит.

  1. Текст 6б-8а

Текст 6б рассказывает об этимологии с смысле понятия дош и перечисляет их. А так же рассказывает о том, почему их три, а не четыре.

Текст 7а о влиянии дош, 7б о местоположении в теле: вата — ниже пупка, питта — между пупком и сердцем, капха — выше сердца.

Текст 8а рассказывает, как доши распределяются в возрасте человека, в период дня и ночи и в процессе переваривания пищи. Возраст: до 16-ти лет — капха, с 16 до 30 лет еще капха, 30-60 лет питта, потом вата. Треть дня от рассвета — капха, вторая треть питта, третья до заката — вата. Так же и ночью. Пища: Сначала сладкая (возможно, слюна), капха; потом кислая (возможно, желудочный сок), питта; потом становится плотной и острой (наверное, в кишечнике), вата.

  1. Текст 8б-11а слушать и скачать здесь

8б рассказывает об качествах пищеварительного огня под воздействием дош. Вата делает огонь не стабильным, иногда сильным, иногда вызывает вздутие, так как останавливает его совсем. Питта усиливает огонь, капха делает пищеварение слабым. Ровное пищеварение возможно при равновесном состоянии дош. При избытке ваты и питты огонь избыточный (ветер раздувает питту), при избытке ваты и капхи, огонь замедляется еще больше, вата усиливает и капху. При избытке питты и капхи огонь зависит от качеств пищи, соответствующая доша увеличивает соответствующие качества пищи.

9а описывает состояние пищеварительной системы и рекомендует нужное количество слабительного при очистительных процедурах. Вата делает стул грубым, поэтому нужно больше слабительных для очищения кишечника, питта делает стул мягким, поэтому слабительных нужно меньше, при нормальном стуле (капха) слабительного достаточно среднее количество. При избытке двух дош капха, а не вата задает тон. Поэтому Капха-вата делает стул твердым, капха-питта и вата-питта — мягким (жидким), 

9б-10 указывает на то, что конфигурация дош закладывается в момент зачатия и формирует слабый (при избытке ваты), средний (питты) и сильный (капхи) тип тела. Этот тип тела называется пракрити. Лучшим из них считается тот, в котором все три доши выражены одинаково. Всего есть 7 видов пракрити. 3 с выраженной одной дошей, три с двумя и равновесное состояние дош.

11а открывает серию стихов, описывающих качества дош. В нем говорится о качествах вата доши: сухая (грубая), легкая (как ветер), холодная, шероховатая, тонкая и подвижная (как воздух). Интересно отмечено, что сама по себе вата не холодная, но становится холодной или горячей под влиянием капхи или питты. Таблица с подробным описанием этих качеств:

7 аудиотрек текстов 11б-12б слушайте здесь

11б говорит о качествах Питта доши: слегка маслянистая, резкая, горячая, легкая (как пламя), зловонная, жидкая и подвижная (как вода).

12а — капха доша: маслянистая, холодная, тяжелая, медленная, гладкая, мягкая, неподвижная.

12б рассказывает о комбинациях дош: самсарга (9 комбинаций) — двух увеличенных или уменьшенных дош, саннипата (13 комбинаций) — трех дош, экадоша (3 варианта) — когда одна доша вышла из равновесия, и 6 вариантов смешанных изменений дош. Все это можно увидеть в таблицах в книге или слушать по ссылке выше.

8. Текст 13-14а слушать и скачать здесь

Текст 13 перечисляет дхату, ткани тела: плазма (раса), кровь (ракта), мышечная (маамса), жировая (медах) и костная (астхи) ткань, костный мозг (маджджа) и семя (шукра). Ниже таблицы с их описанием.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - tablitsa-14-1-199x640.jpg

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - tablitsa-15-497x640.jpg

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - tablitsa-16-369x640.jpg

Ниже в тексте перечислены нечистоты, которые выделяет тело.

14а текст и комментарий к нему рассказывают о том, что увеличение доши, дхату и малы происходит от подобных по качествам веществ, и уменьшается от противоположных по качествам веществ. Субстанции различаются по качеству (гуна) и действию (карма). Например, вещества обладающие качеством капхи будут увеличивать капху, а вещества с качествами ваты будут увеличивать вату, но уменьшать противоположные качества питты и капхи. Карма же троична: телесная (кайа), речи (ваак), и ума (манаса). Основная сложность — это точно определить, какое действие или эмоции какой доше соответствуют. В книге приведено несколько примеров.

9. Текст 14б-16а

14б-15а о том, какие есть вкусы (раса) и какое их действие. Вкусы наделяют силой в таком порядке уменьшения: сладкий (свааду), кислый (амла), соленый (лавана), горький (тикта), острый (ушана), вяжущий (кашаайаках). Характеристики вкусов представлены в таблице ниже.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - tablitsa-17-294x640.jpg

Ссылка на таблицу 18: Влияние вкусов.

Текст 15б-16а: сладкий, кислый и соленый вкус уменьшают ваата-дошу; горький, острый, вяжущий снижают капха-дошу; вяжущий, горький и сладкий уменьшают питту. Остальные вкусы приводят к увеличению соответствующих дош, например, горький, острый, вяжущий увеличивают ваату. Это принцип практического применения вкусов для влияния на здоровье.

10. Текст 16б-17б

16б о трех видах субстанций: успокаивающая (щаманам) — успокаивает противоположные по качествам доши; выводящая из баланса (копанам), например, рыба, сырой редис, горчица, молоко и рыба принятые вместе и др; и, сохраняющая равновесие (свастха-хитам). Приведены некоторые примеры, многие из которых не подчиняются логике.

17а вводит термин виирйа и указывает, что они бывают 2 видов: горячая (ушньа) и холодная (щиита). Виирья — это то, чем обеспечивается действие. В книге приведены и другие виды виирьи, а в таблице показано ее влияние на вкусы:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - tablitsa-19-480x640.jpg

17б вводит термин випаака. Изменение вкуса под воздействием пищеварительного огня, «послевкусие». Он бывает сладким, кислым и острым. Сладкий и соленый вкус создает сладкий випаака, кислый — кислый, а горький, острый и вяжущий — острый випака.

Author: Йогананда Дас

Хатха-йога. Основатель стиля и школы практической йоги "Путь домой". Преподает с января 2006 года. Ученик Черниговской линии йоги Сидорцова и Таишева, практикует и следует традиции крия-йоги Гуруджи Деви Дас Махараджа, состоящего в парампаре Гуруджи Деварахая, последователя Вишиштха-Адвайта йоги Рамануджи. В преподавании все время ищет наиболее эффективный способ доведения до ученика той или иной техники. Учитывает индивидуальные навыки, или их отсутствие, особенности характера занимающегося и уровень физической подготовленности или просто физического состояния. Проводит групповые и индивидуальные занятия, семинары и мастер-классы различной продолжительности на нашем форуме, курсы инструкторов. В индивидуальных занятиях применяются техники парной йоги и тайского массажа (пассивная йога), звукового вибромассажа тибетскими чашами. Индивидуальные программы строятся с учетом состояния здоровья и конституции тела (Дош) - йога-терапия. Консультации астрологической, ведической психологии, аюрведе.